Давно хотел написать про Теремок, но не было повода - и вот придумал...
Сначала все-таки я расскажу о моих впечатлениях об этой компании - признаюсь честно, я фанат Теремка:)
Как же Теремок выглядит со стороны покупателя? В Теремке клиентов всегда встречают фирменным обращением - все клиенты - судари и сударыни. Теремок - это качественный фастфуд по приемлемым ценам и главное для меня - готовятся блины прямо на глазах. Возможно блины, окрошка, морс или салат оливье не делаются по самым "правильным" и "настоящим" рецептам, но в Теремке это делают вкусно и не дорого:)
Как пишет сам Гончаров в форуме: "Мы никогда не утверждали и не собираемся утверждать, что мы делаем НАСТОЯЩЕЕ, старинное, древнее, правильное, народное и т.д. Мы как раз делаем всё наоборот - современное, модное, нестандартное и городское."
Но самое интересное - с другой стороны прилавка. Я достаточно плотно работал с этой компанией в сфере IT, особенно в последние два года - все доработки кассового ПО происходили не без моего участия.
Но сначалa немного истории...
В 1998 году после кризиса будущий основатель Теремка Михаил Гончаров потерял бизнес по продаже электроники. Тогда он и решил заняться блинами...
«?дею подглядел во Франции,-- признается Гончаров.-- Там на улицах пекут крепы на больших плитах-сковородах. Я подумал, что традиционные русские блины можно печь так же».
Начальный капитал компании составил всего 80000 долларов (30000 своих и 50000 добавили бывшие коллеги). Первый киоск открылся в апреле 1999, а уже в 2001 у компании было 27 киосков в Питере и Москве. По данным с сайта в 2011 году у Теремка 70 ресторанов и 29 киосков в Москве и 41 ресторан и 51 киоск в Питере.
В чем же причина успеха этой компании? Главная - Теремок стремиться быть лучше во всем. ?менно от сотрудников этой компании я впервые услышал слово кайдзен.
Кайдзен, кайзен, кайдзэн — японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.
Основные принципы этой философии:
1. Фокус на клиентах — для компании, использующей кайдзен, более всего важно, чтобы их продукция (услуги) удовлетворяли потребности клиентов.
2. Непрерывные изменения — принцип, характеризующий саму суть кайдзен, то есть, непрерывные малые изменения во всех сферах организации — снабжении, производстве, сбыте, личностных взаимоотношений и так далее.
3. Открытое признание проблем — все проблемы открыто выносятся на обсуждение.
4. Пропаганда открытости — малая степень обособленности (особенно в сравнении с западными компаниями) между отделами и рабочими местами.
5. Создание рабочих команд — каждый работник становится членом рабочей команды и соответствующего кружка качества (новый для организации работник входит также в состав клуба «первогодок»).
6. Управление проектами при помощи межфункциональных команд — ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе. С этим принципом тесно связана присущая японскому менеджменту ротация.
7. Формирование «поддерживающих взаимоотношений» — для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в ее деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками, поскольку это неизбежно (пусть и не в данном отчётном периоде) приведет организацию к высоким результатам.
8. Развитие самодисциплины — умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других работников и организацию в целом.
9. ?нформирование каждого сотрудника — весь персонал должен быть полностью информирован о своей компании.
10. Делегирование полномочий каждому сотруднику — передача определенного объёма полномочий каждому сотруднику. Это становится возможным благодаря обучению по многим специальностям, владению широкими навыками и умениями и пр.
Теремок существенно отличается от большинства российских фастфудов именно философией. Где это видано, чтобы сам владелец сети отвечал на вопросы клиентов в форуме на сайте компании?
Для большинства фастфудов Макдональс является недостижимым идеалом во всех аспектах этого бизнеса. Самый ценный кандидат на работу в российской индустрии питания - бывший сотрудник Макдональдса. Могу сказать для примера, что IT-отдел Шоколадницы возглавляет бывший сотрудник Макдональдса, а в Кофе Хаусе IT руководит человек, в прошлом тесно работавший с Макдональдсом. Неудивительно, что Теремок многому научился именно от Макдональдса.
Но в отличие от других компаний Теремок стремится соответствовать, а в чем-то и превзойти "учителя", самостоятельно выбирая путь совершенствования.
Для меня особенно заметен процесс внедрения новых технологий в IT.
Увидели у конкурентов второй монитор с рекламой - и вот через пару месяцев в Теремке уже начали ставить двухмониторные РОS-системы, где на втором экране, который заменит табло покупателя, покупатель сможет увидеть сразу все позиции чека, итог и рекламу.
Увидели у Макдональдса систему автораздачи - и вот сейчас она стоит на многих точках в Питере и нескольких в Москве. Но в отличие от изначального образца у нее гораздо больший функционал, например, при появлении заказа на новый блин система умеет этот заказ озвучивать и еще много чего умеет. ? работает все на стандартном компьютерном оборудовании - то есть стоит в разы дешевле, чем у того же Макдональдса.
Ладно, (надеюсь, вы испытали чуство гордости за российскую компанию) вернусь к первоначальному поводу:) Некоторое время назад, покупая блин в уличном киоске на Ярике, обнаружил забавную вещь - Теремок обучает клиентов арифметике:) Оказывается один и тот же блин в Теремке может стоить по-разному. Например, я люблю блин с семгой и сыром. Его можно купить 3-мя способами.
1) Блин с семгой + сыр в начинку
112+39=151
2) Блин с маслом + семга в начинку + сыр в начинку
39+71+39=159
3) Блин с сыром + семга в начинку
57+71=128
Разница между самым дорогим и самым дешевым вариантом - 31 рубль. Соответственно чем больше начинок - тем больше комбинаций и тем сложнее задача расчета блина:)))
?сточники:
Статья в Time "Царь блинов"
http://www.teremok.ru/
wikipedia.org
Надо мне напрячься и написать статью в таком же стиле, но про youporn. Вот могу же, но что-то останавливает...