Недавно прочитал в Moscow Times статью "The Productivity Trap" о катастрофически низкой производительности труда в России. В общем-то все мы об этом знаем не по наслышке, но увидеть живые цифры интересно.
Так например, на нашем любимом Автовазе в 2007 году 106000 рабочих сделали 734000 автомобилей низкого качества (прям так и написано в статье), а БМВ с 107000 рабочих выпустила полтора миллиона с лишним высококачественных машин.
Другой интересный факт - почти 5 миллионов населения работает в сфере обеспечения безопасности, другими словами охранниками.
К чему это я, а к тому, что власть наша обо всем этом, конечно, знает и внедряет повсеместно новые технологии, направленные на повышение эффективности, об одной из которых я знаю не понаслышке.
С недавних пор многие государственные учреждения решили оснастить системами автоматического управления очередями (обычно их называют СУО). Штука - вообще замечательная. Приходишь, жмешь кнопку, получаешь талончик с расчетным временем наступления очереди и ждешь появления своих циферок на главном табло, где высветится куда идти дальше. Особо продвинутые программы умеют посылать смс, вызывать голосом и поддерживают регистрацию через интернет. Программ на рынке много, но примерно по логике работы все они похожи, различаясь только интерфейсом и архитектурой, так как алгоритмы управления очередями давно описаны, даже наука такая есть Теория массового обслуживания. Главный смысл СУО в повышении эффективности, ушел работник покурить или "затягивает" время приема посетителя - все это отразится в отчетах. Да и людям, конечно, удобно - видно сколько ждать. В Турции это даже в парикмахерские ставят.
По каким-то правильным (о России все думают...) законам государственные учреждения обязаны проводить тендер на автоматизацию. Т. е. есть некий документ, описывающий технические и финансовые требования к системе. Однако, его содержимое естественно остается на усмотрение Заказчика.
? тут начинаются чудеса. Так, например, в тендере на автоматизацию отделения Г?БДД в подмосковном городе описывалось некое устройство, цитирую почти дословно, способное воспроизводить avi, wmv, mkv, mpg, mp3 и т. д., имеющее порты VGA, DVI, S-video, SCART, rs-232, HDMI, умеющее выводить изображение с разрешением 1920*1080p (картинка в картинке) и потребляющее при этом не более 15 Вт!
В другом тендере на автоматизацию отделения социальной защиты описывался алгоритм, по которому каждый работник может сам определять кого и в каком порядке ему обслуживать, что ни в одной коммерческой и действительно работающей на повышение эффективности системе не реализуемо в принципе, поскольку противоречит смыслу такой системы. Ряд других требований не реализуем в принципе. Но самое смешное - в описаниях алгоритмов скриншоты работающей программы. А на ПО выделена "астрономическая" сумма в 1,5 миллиона рублей. То есть, теоретически, компании, которая выиграет тендер у авторов уже написанной чудо-софты, придется написать с нуля нечто противоречащее здравому смыслу и теории массового обслуживания, хотя сомневаюсь, что такой тендер можно выиграть. Мне кажется, даже в самой захудалой стране третьего мира самый коррумпированный чиновник постыдился бы публиковать такой тендер.
?ногда все не так печально. Выиграли мы один из таких государственных тендеров, только вот в процессе установке выяснилось, что при неизменном бюджете, у Заказчика рабочих мест оказалось раза в 4 больше. В итоге табло одно на кабинет и работают они примерно так: перед вызовом клиента оператор кричит соседям по кабинету: "Сейчас мой!" - чтобы никто его циферки на табло никто не забил. Соответственно пока к нему никто не придет - новых клиентов соседям вызывать нельзя. Вот такая эффективность!