Русский Таллинн, город рыцарских турниров, средневековой музыки и столица кренделей - это все про маленький городок в 20 километрах от финской границы. Два с лишком часа от Питера на электричке и Вы окунетесь в маленький мир, смешавший в себе узкие мощеные улочки, замки и башни средневековой Швеции, военные укрепления, парки и церкви имперской России, библиотеки, памятники и галереи искусств довоенной Финляндии, названия улиц и огромные металлические стрелы кранов, нависающие над морем, рожденные в СССР...
Во время командировки в Питер у меня образовался свободный денек и я решил посетить Выборг. Электрички отправляются с Финляндского вокзала. Кстати, на площади главная достопримечательность (Ленин) закрыта куполом из досок, ремонтируют "задницу" после недавнего инцидента. А вот пара десятков фонтанов работают на всю катушку.
Пару часов на экспрессе и я переместился из солнечного Питера в туманный и холодный Выборг. В девять утра видимость из окна электрички была плохая и видно было только привокзальные промышленные постройки непривычной архитектуры и советские панельные многоэтажки. Так что первое впечатление о городе сложилось неоднозначное.
Вот и вокзал. О близости границы говорят надписи на 3-х языках, турникеты и большие светодиодные табло с расписанием. Посмотрев обратный поезд, я купил в киоске путеводитель по городу и отправился на самостоятельную экскурсию.
Честно говоря, масштабы карты меня ввели в заблуждение. Городок маленький и обойти его можно, если не глазеть по сторонам как турист, минут за 5-10, однако, глядя на карту, в голове возникли мысли, что за день то не управлюсь. В итоге опросы местных таксистов скорректировали масштабы и минуты за 3 привели меня на первый важный чекпойнт - местную Красную помощь с Лениным, который в отличие от питерского собрата выглядел вполне здоровым.
Лось на пригорке в парке, слева за деревьями библиотека (рисунок ниже), "задизайненная" самим Алваром Аалто.
Остатки средневекового бастиона Панцерлакс
Панцерлакс - единственный сохранившийся в Выборге бастион шведского периода, один из двух угловых бастионов Горнверка, примкнувшего к Каменному городу. Стена последнего уже в первой половине XVI в. не соответствовала требованиям фортификационного искусства. К тому же она сильно обветшала и пострадала от пожаров. К концу своего правления король Густав Ваза пришел к мысли о необходимости увеличить территорию крепости. Но лишь его преемник король Эрик XIV приказал инженеру Андерсу Моларе направиться в Выборг, "чтобы осмотреть местность, описать и изобразить, как обстоят дела в отношении замка, города..." Назначенный главным строителем Юхан де Месс приступил к работам на следующий год. Они растянулись на 20 с лишним лет, за которые сменилось несколько "главных строителей". К концу 1580-х годов в Выборге сформировалась новая крепость, выдвинутая вперед перед старой к востоку. В результате город увеличился почти вдвое. Крепость основанная на староитальянской системе, состояла из трех куртин и двух угловых бастионов: Эуроп - на северо-востоке и Панцерлакс - на юго-востоке. Северо-восточная куртина, начинаясь у башни Карьяпортти, имела длину около 300 м, а юго-восточная, пересекая Выборгский мыс, растянулась на 400 м. В 200-метровой юго-западной куртине, проходившей вдоль берега залива, располагались ворота Валь-порт. С северной и восточной стороны перед крепостью был вырыт глубокий ров шириной свыше 30 м. Пятисторонние бастионы были облицованы камнем. В их флангах располагались казематы.
текст с сайта terijoki.spb.ru
В 10 утра над заливом плотный туман, кажется, будто за вагонами пустота...
Спасо-Преображенский собор
Собор Святого Петра и Павла (лютеранский)
Рыночная площадь сохранила на себе фортификационный памятник 16 века, так называемую Круглую башню.
Во времена короля Густова Вазы г. Выборг оставался пограничной крепостью, и тот факт, что и замок и городская стена представляли собой устаревшую фортификационную систему, вызывал у короля глубокое беспокойство. Бюргеры были освобождены от уплаты налогов в значительной степени, чтобы они смогли приступить к работе по укреплению городской стены. Помимо этого, король дал указания на строительство двух новых башен размещения пушек. Строительство одной из них было завергено в 1550 году; это так называемая "Круглая башня", которая сохранилась до наших дней. С середины XVI века начинаются многолетние работы по коренной реконструкции оборонительных сооружений замка и города, которые были вызваны подготовкой войны с русским государством и широким использованием артилерии. Начало работ связано с визитом в Выборг короля Густова Вазы осенью 1555 года.
С 1923 года до сих пор там ресторан, который так и называется - Круглая башня.
А это знаменитый Выборгский крендель, купленный в кафешке напротив замка на острове.
Характерное для Выборга название «Крендельный город»пришло из глубокого средневековья. «Серые Братья» - монахи Францисканцы привезли с собой рецепт и приправы в Выборг, где ими был учрежден «Конвент Святого Франциска Асизского». Монастырь находился в северной части города и от него сохранились только подвалы, и улица Серых Братьев (ныне Краснофлотская), названная в их честь.
Крендельная война
Крендель стал предметом торговли и монополий монастыря. В качестве приправ употреблялись майоран, мята, гвоздика, тмин, мускат и какие-то другие «таинственные» травы, которые выращивались в монастырском саду. В 19-м веке в Выборге крендели выпекали семьи Вайттинен и Леппинен. Это они вели «крендельную войну» за «приоритет» тайного монастырского рецепта. Старожилы города держали сторону Вайттинен, считая, что они имеют рецепт с 1650 года.
Семья Леппенен считала свои познания о кренделе с 1780 года. «Крендельная война» кончилась со смертью госпожи Вайттинен. Она не оставила рецепта и унесла тайну в могилу. Любителям кренделя пришлось собирать рецепт, пользуясь слухами.
Лакомство императоров
Аппетитность кренделя завоевала расположение у Петра I и его Двора. Поэтому с 1780 года специально для русских императоров была организована выпечка кренделей 2 раза в месяц. Александр III до такой степени любил крендели, что Выборгский губернатор фон Кнорринг отправлял их ему отдельно. Но чьих мастеров были эти крендели – неизвестно.
ЗЫ: Кстати, символ города практически идентичен значку Википедии.
http://photo.pushkino.tv/index.php?mod=galery_items_users_list&id_user=3107&sort=date&mode=ASC&part=5